<назад                                           <главная страница                     <содержание                               вперед>                                                                                                                                                         

 

                                                                      РИММА ГЕРЛОВИНА О КУБИКАХ И ПР.

                                                                                      

                                                                                    ©2007, Rimma Gerlovina

      

 rimma gerlovina cubes

 

 

        Кубикам предшествовали различные визуальные эксперименты с прозой и поэзией. В основном это были тексты напечатанные на пишущей машинке в виде геометрических структур,  которые были выпущены в виде переплетенных вручную книг в  1972-74 гг. Почти все они сопровождались цветными монотипиями Валерия Герловина, которые были сделаны с помощью копировальной бумаги. Следующим литературным этапом явилась целая серия партитур для полифонического чтения, нечто вроде разговорных мадригалов. Одна из этих партитур "Четыре прелюдии к рождению", 1974, была написана на пяти славянских языках, что явилось следствием полученного филологического образования в Московском Университете. В ней отразилось эхо праславянского единства в его морфологическом и фонетическом аспекте.

        Вскоре интерес к новым формам в визуальной поэзии привел все это экспериментальное литературное творчество в иное измерение - в зону концептуального искусства. Серия поэм-кубиков появилась в 1974 году; и сразу же эти портативные объекты самиздата начали литься фонтаном, так что скоро ими была заполнена вся наша квартира. Сделанные на одном дыхании, с такой же легкостью они раздаривались и расходились по домам и студиям многих наших знакомых художников и поэтов.

 

 

  rimma gerlovina cubes

                                                         Римма Герловина со своими работами, Москва, 1976

 

 

       Кубические концепты представляют собой разнообразные геометрические тела, в основном  это кубы с текстом снаружи и внутри со стороной 8 см; они сделаны из картона и обклеены бумагой или тканью. Внутри многих из них находятся маленькие деревянные кубики (3см3) с кратким концептуальным текстом. Каждая кубо-поэма является аллегорической единицей времени, пространства или человеческого характера, как например, кубик с надписью на крышке "Душа. Не открывать, а то улетит!" Тот, кто открывает этот куб, видит на дне его вердикт: "Вот и улетела!"

 

 rimma gerlovina cubes

    

 

Римма Герловина, "Душа. Не открывать, а то улетит!", 1974, 8 см3, картон, ткань,серебряная бумага, акрилик. Куб показан в двух позициях:закрытой и  открытой. 

 

                         

                             Центр Помпиду коллекция: (кубики) (Зеркальная игра)  (2x2=4)  (Большая медведица) 

 

       Находясь на грани поэзии и изобразительного искусства, кубики как "овеществленные" японские хайку говорят на языке закодированной простоты. Именно эта парадоксальная простота в сочетании с аналитическим подходом, лирической иронией и фаталистическим элементом образуют семиотическую среду этих работ. В то же время их метафоричность не противоречит их поливалентному истолкованию.

 

 

 

 rimma gerlovina cubes

 

 

Римма Герловина, "М – Ж", 1974, 8 см3 , картон, бумага,   акрилик. Куб  разложен на свои половины, которые  складываются в одно геометрическое тело с помощью выступающего кубика "М", входящего в отверстие "Ж". Синий и красный цвета в сумме дают фиолетовый. Museum Moderner Kunst, Vienna, Austria (link to collection)

 

 

   

 

        Характер этих гомо-кубов (особенно тех, которые "разговаривают" в первом лице,) показан символически, как в анатомическом театре: не голым, но обнаженным. Случайно ли, что в самом начале появляется тот кубик, который, казалось бы, должен быть последним? И на самом деле, в самом первом кубике, символизирующем квинтэссенцию,  содержится одновременно и начало и конец.

 

 

 rimma gerlovina cube

 

 

Римма Герловина "Квинтэссенция", 8 см3, дерево, картон, ткань, бумага. Вариант этого куба, как многие другие работы, находится в коллекции Третьяковской галереи.

 

 

                         

                           

          Традиционно кубическое тело считалось символом материальной субстанции с ее гравитацией  в осязаемом мире, где так же оперируют иные скрытые созидательные силы. В этом концептуальном объекте мы не видим действующего лица, а только слышим его внутренний голос; по которому можно представить его местонахождение благодаря его проекции на стенках куба. Этот голос свидетельствует о неосязаемом измерении, находясь в то же время в этом вполне осязаемом кубе, на гранях которого  условно обозначены координаты этого измерения.

         Согласно традициям Древней Греции подобные координаты соответствуют четырем первичным элементам, из которых складывается вселенная. Земля, вода, огонь и воздух в определенных условиях приводят к образованию нового пятого элемента - эфира или их квинтэссенции. Как лимон, выжатый в свою эссенцию, эти четыре элемента сублимированы в свою невидимую субстанцию, которая представляет собой наиболее совершенную из них из всех форму существования. Квинтэссенция заключена внутри материального фактора, символизированного этим трехмерным кубом, текст на гранях которого свидетельствуют о ее невидимом присутствии. Мы только слышим ее голос, подобно звуку Эоловой арфы, извлекаемому дуновением ветра без всякого музыканта. В поэтическом смысле квинтэссенция есть голос сознания, которое  априорно знает законы времени и пространства, в которые мы заключены, как в этот куб.

 

 rimma gerlovna cube

 

 

Римма Герловина, "Голый", 1974, 8 см3, дерево, картон, ткань.

 

 

                                                 

 

rimma gerlovina cube

 

 

Римма Герловина,"Могила",1974, 8 см3, дерево, картон, ткань, бумага; как многие другие работы, находится в коллекции  Зиммерли музея (Zimmerli  Art  Museum  at  Rutgers, The  State  University  of New Jersey).

 

 

 

 

 rimma gerlovina cube

 

 

Римма Герловина, "Прошу не беспокоить", 1974, 8 см3, дерево, картон, ткань, бумага.

 

 

 

 

 rimma gerlovina

 

 

Римма Герловина, "Жизнь гражданина  (роман в двух  частях)" 1974,8 см3, картон, бумага. Куб складывается из двух половин  жизни:в первой части романа  гр-н поднимается на первую ступень, потом на вторую и на третью. Во второй части  гр-н спускается с третьей ступени  на  вторую, а  со  второй  на  первую. Ступенчатый  роман заканчивается  и  закрывается, складываясь  обратно  в целый  куб..(Фото Виктора Новацкого)

                                                 

 

                                               

 

 

            Многие кубики сочетают в себе не только метафорические приемы, но также фактические и даже статистические элементы. Куб с географическим названием "1 кв. км Монголии", внутри которого находится  один маленький монгол, базируется на несложной школьной информации, которая с детства врезалась в память благодаря своей исключительной пропорциональности.

 

 

 rimma gerlovna

 

 

Римма Герловина, "1 кв.км Монголии",  1974, 8 см3, дерево, картон, ткань, бумага.

 

                                               

 

 rimma gerlovina cubes

                                             Римма Герловина, "Хьюстон", 1974, 8 см3, картон, ткань, бумага.

 

 

 

 

      Кубики не только открываются, разнимаются на части, но могут образовывать и составные композиции, как например, кубо-поэма "Лицо Политбюро". На девяти ее кубиках выклеены части портретов советского Политбюро таким образом, что можно выложить лица шести  его основных представителей. Вспоминается, как выкладывая из них портрет составного советского руководителя, зрители невольно подшучивали над характерными зап. частями этого  архетипического единого на них лица - над легко узнаваемыми бровями Брежнева или сухим тонким ртом Суслова. Но, как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. 

 

 

Rimma Gerlovina

 

 

Римма Герловина, "Лицо Политбюро", 1975, фотоколлаж, дерево, картон, ткань, 14,5 х 14,5 х 5 см. Collection Centre Pompidou (link to collection)

 

 

 

      Скульптурная композиция "Групповой секс" тоже может соединяться в различном порядке с помощью выступающих маленьких кубиков, помеченных буквой "М", и  кубических отверстий, с буквой "Ж" внутри.  Из этих кубиков можно построить различные формы: башню, зигзаг, сплошную стенку  и пр. групповые композиции. Все зависит от фантазии манипулятора.

 

 Rimma Gerlovina

 

 

Римма Герловина, "Групповой секс"”, 1975, 9 кубов со стороной 8 см, картон, бумага (фото Виктора Новацкого). Эта поэма, как многие другие наши работы, находятся в коллекции Третьяковской галереи.

 

 

                                                

 

 

     В состав двух "Художественных наборов",  входят конкретные действующие лица: в одном случае художники из разных эпох, а в другом - московская богема начала 70-ых. Русский набор  состоит из 64 кубиков с  именами московских художников, которые согласно инструкции на крышке куба-коробки предлагается раскладывать по любым критериям: по предполагаемой значимости, по личному отношению, по материальному положению, по возрасту, по красоте и т. д. В наборы входит также один пустой кубик, резервированный для художника, чье имя еще не вписано.

 

 

 Rimma Gerlovina

 

 
Римма Герловина, “Художественный набор”,1975, картонная коробка 13,5 см3, бумага, 64 деревянных кубика со стороной 3 см. Некоторые изимен московских художников,написанных  на кубиках: Абрамов, Алексеев, Булатов, Бордачев, Васильев, Вейсберг, Вечтомов, Воробьев, Заневская, Зверев,  Кабаков, Киблицкий, Комар, Мастеркова, Меламид, Неизвестный, Немухин, Пивоваров, Плавинский, Рабин, Рогинский, Свешников, Ситников, Соболев, Харитонов, Целков, Чернышов, Штейнберг, Эльская, Яковлев, Янкилевский и т.д. (фото Виктора Новацкого)
 

 

                                                 

 

< назад                                                                                                                                                                вперед>